Просто космос: как наполнить жизнь смыслом и энергией
24 апреля 2019
0

Как научиться планировать свою работу так, чтобы оставалось время на хобби, спорт и близких? Как перестать бояться больших задач? Почему очень важно научиться говорить «нет»? Катерина Ленгольд, автор книги «Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией», нашла ответы на эти вопросы. Самыми интересными цитатами и методами из книги делимся в этой статье.

БЫСТРЕЕ ВСЕХ

В 14 лет Катерина экстерном закончила школу. В 20 основала стартап — первый в мире маркетплейс спутниковых данных. В 23 года продала его калифорнийской компании Astro Digital, перебралась в Кремниевую долину и стала самым молодым вице-президентом мировой космической индустрии. Наверное, вы подумали: «Она либо гений, либо робот. Или и то, и другое». Но нет. Достижения Катерины — результат умения ставить четкие цели, «нарезать» их на маленькие кусочки, планировать шаги и находить «мотивирующую морковку» — награду для себя за достигнутые результаты. И дело не в жестком тайм-менеджмент и планировании на 10 лет вперед. А в том, где искать энергию и мотивацию, или в том, как свернуть с дороги, если понял, что она не твоя. И самое главное: в том, чтобы получать удовольствие каждый день, совмещать личную жизнь, работу и развитие и покорить свой личный космос — каким бы он ни был для вас.

ПОЧЕМУ БОЛЬШИЕ ЦЕЛИ НЕ РАБОТАЮТ

Катерина уверена, что нельзя просто сесть и решить, чем тебе хочется заниматься всю оставшуюся жизнь. Как вообще можно хотеть того, чего ты никогда не пробовал?

«Признаюсь: я до сих пор не знаю, кем стану, «когда вырасту». Я никогда не думала, что буду работать в аэрокосмической индустрии. Никогда не планировала учиться в МТИ и жить в Кремниевой долине. Как можно составить план на всю жизнь? На десять лет? Даже на три года. Предположим, что внешние условия не изменятся (что, конечно, маловероятно), но за такой длительный срок изменимся мы сами. Новые переживания и знания меняют нас каждую минуту. Любое действие или впечатление приводит к перестройке нейронных связей в мозге. Наше предназначение, если таковое вообще существует, неизбежно меняется в течение жизни по мере того, как мы впитываем новый опыт, знания, впечатления. Я решила не искать предназначение и не выбрасывать на помойку жизнь в ожидании «большой цели». Мой принцип — регулярно пробовать новое, делать это с полной самоотдачей и внимательно прислушиваться к себе. Нравится? Интересно? Продолжаю. Нет? Разбираюсь, что именно не так и почему. И при необходимости меняю вектор деятельности».

Главное — не прекращать поиск, оставаться голодной до новых открытий, научиться восстанавливать энергию и улыбаться неудачам.

КАК СТАВИТЬ ЦЕЛИ

Итак, долгосрочные цели не работают, поэтому расписывать планы на далекое будущее не стоит. Вы почти гарантированно промахнетесь с масштабом и направлением. В результате вы либо разочаруетесь в себе, не достигнув запланированных высот, либо создадите искусственный потолок для роста, поставив планку слишком низко. Значит ли это, что нужно просто плыть по течению и ждать, к какому берегу тебя прибьет? Конечно, нет. Двигаться вперед без компаса — не самая хорошая идея. Велика вероятность, что вы будете блуждать по кругу.

Вместо этого Катерина предлагает применить методологию Agile к личным целям: «Для меня жизнь — это серия экспериментов. Вместо разработки глобального плана на двадцать лет вперед я ставлю небольшие цели на девятинедельные спринты».

★ Очень четко определите свои цели на ближайшие 9 недель. Возьмите хороший ежедневник, с которым приятно и удобно работать, зафиксируйте планы в «твердой форме». Поставьте дату и подпись. Пишите ручкой, а не карандашом. Это важно. Такой простой ритуал дает сигнал мозгу, что назад дороги нет. Подписавшись под своими планами, вы сделаете их более реальными.

★ Спросите себя, «почему» вы хотите добиться поставленных целей, пять раз подряд. Не всегда причина, толкающая нас к какой-то цели, лежит на поверхности, и чтобы разобраться, что же в действительности кроется за ответом на первое «почему», приходится покопаться в себе.

★ Поставьте срок. Чтобы дедлайн стал «волшебным пинком», мотивирующим к действию здесь и сейчас, его следует ставить на короткий срок. Важно, чтобы мы чувствовали его давление. Давление дедлайна — это когда у вас есть достаточно времени, чтобы достичь поставленной цели (без режима «аврал»), но при этом вы понимаете, что, если будете бездельничать несколько дней подряд, успех проекта окажется под угрозой. Дедлайн должен держать в тонусе.

У такого метода планирования есть много плюсов: «В отличие от «мечты» и «предназначения», такие цели на спринты конкретны и понятны. К ним не страшно подступиться. Каждую цель я разбиваю на этапы, чтобы отслеживать прогресс. В конце каждого девятинедельного эксперимента, проанализировав полученный опыт, я решаю, стоит ли мне двигаться дальше или сменить вектор развития. Такой цикл обратной связи — гарантия, что я не потрачу свои лучшие годы на погоню за мечтой, которая на самом деле мне совершенно не подходит».

КАК ПЛАНИРОВАТЬ ВРЕМЯ

Чтобы было не так страшно начать, все дела Катерина старается тщательно планировать.

«Все задачи я разбиваю на 25-минутные интервалы («помидоры») с обязательным пятиминутным перерывом. После четырех блоков следует получасовой отдых. Эта техника называется «помодоро» (pomodoro — это помидор по-итальянски). Несмотря на кажущуюся простоту, она очень эффективна. Во-первых, тикающий таймер с обратным отсчетом создает весьма ощутимое давление дедлайна, которое, как я уже упоминала, отлично мотивирует. Первый закон Паркинсона гласит: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Если на подготовку отчета у вас есть целый день, вы будете делать его целый день. Если же вы ограничите время выполнения задачи одним или несколькими «помидорами», то, стремясь уложиться в дедлайн, будете гораздо эффективнее.

Во-вторых, любые отвлечения во время 25-минутного рабочего блока (друг написал сообщение, очень хочется ответить) можно легко отложить до ближайшего перерыва. Когда же перед вами огромный проект, который требует несколько часов (или дней) для реализации, то прокрастинация одолеет вас в два счета. В-третьих, психологически гораздо проще работать с задачами удобоваримого размера. Если вам нужно съесть слона, сначала нарежьте его на кусочки. Кстати, этот процесс поможет четко сформулировать задачу и подойти к ней более системно. Предположим, вы едете на крупную конференцию, где выступаете с презентацией и проводите ряд встреч с потенциальными клиентами. Если в вашем календаре появится задача на 10 часов «Подготовиться к конференции», то к этому «слону» будет страшно подступиться. Я предпочитаю разбивать большую задачу на 25-минутные блоки.

Типичный рабочий день Катерины состоит из десяти задач-«помидоров» (пять до ланча и пять после) и четырех «помидоров» «буферного времени». Это помогает избежать хаоса, когда что-то идет не по плану или возникают незапланированные дела.

Потратив пять — десять минут на такое детальное планирование, вы снизите порог входа для работы над крупными проектами, которые перестанут выглядеть устрашающе. Кроме того, вы сможете более точно оценить время и ресурсы, необходимые для их реализации, что сделает процесс более предсказуемым и более комфортным.

НАУЧИТЕСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ»

Современный мир полон возможностей. Это, конечно, здорово. Мы можем реализовать свой потенциал как никогда раньше. Но у любой возможности есть обратная сторона: чем больше вариантов действий, тем сложнее сделать выбор.

Каждое утро мы открываем электронную почту, и на нас, как из ящика Пандоры, вываливаются десятки дел, большая часть которых требует нашего немедленного внимания. Мы в панике бросаемся их выполнять, захлебываясь в нескончаемом потоке псевдосрочных и псевдоважных задач. Удовольствия от такой жизни мало, да и пользы в бездумном «добивании целей» ненамного больше. Мы вроде как заняты весь день, а если вечером спросить себя: «Что важное я сегодня сделал?» — то и ответить нечего. Беготни много, а толку никакого.

«Несколько лет назад я поняла, что для того, чтобы добиваться важных целей, нужно научиться говорить громкое и четкое «нет» второстепенным задачам. Звучит просто и вполне логично, но, по моим наблюдениям, это весьма редкий навык. Принцип Парето гласит: «20 % усилий дают 80 % результата, а остальные 80 % усилий — лишь 20 % результата». В контексте личного планирования это значит: правильно выбрав две задачи из списка в десять дел, можно получить значительную часть полного результата, которого вы бы добились, переделав все десять».

Комментировать



Оставить комментарий